ВВС предназначены для завоевания и удержания превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий и поля боя, оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и корабельным формированиям в море, ведения воздушной разведки в интересах всех видов вооруженных сил, осуществления транспортных воздушных перебросок войск и военных грузов.
Основой ВВС является боевая авиация, которая во взаимодействии с другими видами вооруженных сил способна сыграть решающую роль в разгроме противостоящей стороны.
В их состав входят также силы и средства ПВО, включающие истребительную авиацию, зенитные ракетные комплексы, зенитную артиллерию и радиотехнические средства. Для обеспечения боевых действий всех видов вооруженных сил в составе ВВС имеется вспомогательная авиация.
Руководство ВВС Турции осуществляет командующий через свой штаб. Организационно этот вид ВС включает: два тактических авиационных командования (ТАК), две отдельные транспортные авиабазы, учебное командование и командование тыла.
В боевом составе ВВС насчитывается 21 авиационная эскадрилья (аэ):
восемь истребительно-бомбардировочных,
семь истребительных ПВО,
две разведывательные,
четыре учебно-боевые.
Вспомогательная авиация включает 11 аэ (пять транспортных, пять учебных и одна транспортно-заправочных самолетов).
Наиболее мощная авиагруппировка ВВС Турции - ТАК в Западной Анатолии - объединяет пять авиационных и одну зенитную ракетную базу. На пяти аэродромах этого командования дислоцируются четыре истребительно-бомбардировочные (на вооружении имеются 54 F-16C/D и 26 F-4E), четыре истребительные (60 F-16C и 22 F-4E), одна разведывательная (20 RF-4E) и три учебно-боевые (77 учебно-боевых самолетов, УБС) авиационные эскадрильи, а также 90 самолетов резерва различного типа.
В составе двух дивизионов ЗУР зенитной ракетной базы насчитывается 30 ПУ ЗУР «Найк-Геркулес» и 20 - «Усовершенствованный Хок». Задача дивизионов - обеспечить прикрытие Черноморской проливной зоны, а также важного административно-политического центра страны и военно-морской базы Стамбул.
На территории страны имеется 34 аэродрома с искусственной взлетно-посадочной полосой (ВПП), в том числе один с ВПП длиной более 3000 м, один - 2500 м, восемь - от 900 до 1500 м и один - до 900 м.
В настоящее время на вооружении истребительно-бомбардировочной и истребительной авиации ВВС находятся более 200 самолетов F-16C и D, а также около 200 F-4E, F-4F и F-5 американского производства, срок службы которых превышает 20 лет. В соответствии с перспективным планом стратегического развития ВВС на период до 2015 года основное внимание турецкое командование будет уделять модернизации самолетного парка, развитию средств ПВО, повышению боевой выучки летного и технического состава, совершенствованию аэродромной сети, а также систем управления и связи.
Со временем командование ВВС планирует заменить устаревшие F-4E тактическими истребителями F-35 «Лайтнинг-2» (проект JSF) производства США. Контракт на участие в проектировании и частичном производстве нового самолета на предприятиях корпорации «Туркиш аэроспейс индастриз» (ТАИ), а также компаний «Аселсан», «Рокетсан» и «Хавелсан» был подписан турецкой стороной в январе 2005 года. Поставки данной машины в ВВС предположительно начнутся не ранее 2015 года. Кроме того, Анкара рассматривает возможность приобретения европейского истребителя «Тайфун».
В соответствии с контрактом, подписанным в 1998 году с Израилем, к настоящему времени на заводах консорциума «Израэль аэроспейс индастриз» (ТАИ) уже завершена модернизация 54 самолетов F-4E. Следующая партия из 48 единиц пройдет аналогичный этап уже на предприятиях национального ВПК. Данные работы позволят продлить сроки эксплуатации этих машин до 2020 года.
Модернизация 117 самолетов F-16C и D Block 30,40 и 50 будет проведена в рамках проекта «Пис Оникс - III». Контракт стоимостью 1,1 млрд долларов, подписанный с американской компанией «Локхид-Мартин», предусматривает совершенствование основных систем этой машины. В марте 2009 года был заключен контракт в размере 1,8 млрд. долларов на закупку 30 новых тактических истребителей F-16 Block 50, окончательная сборка которых будет осуществляться на предприятиях национальной компании ТАИ.
Помимо этого, с корпорацией ТАИ заключен контракт на модернизацию транспортных самолетов С-130 «Геркулес», предусматривающую установку на него навигационного оборудования для полетов в Европейской, Атлантической и Американской зонах.
Разработан прототип национального УБС «Хюркуш». Его официальная презентация состоялась в июле 2013 года. В соответствии с планами компании ТУСАШ/ТАИ, предполагается наладить производство этого самолета в четырех модификациях: для гражданского рынка, для обучения военных летчиков, в качестве самолета штурмовика и патрульного самолета береговой охраны.
С целью выполнения работ по модернизации учебных самолетов Т-37С, Т-38С и CF-260D, предназначенных для начальной и базовой летной подготовки курсантов, на предприятиях турецкого ВПК был утвержден проект соответствующего контракта. Одновременно сделан запрос на проведение тендера по закупке 55 учебных самолетов (36 в базовой комплектации и 19 с различными опциями), которые должны заменить Т-37С и CF-260D. Условиями будущего контракта оговаривается обязательное участие турецких фирм в производстве этих самолетов. Участниками предстоящего тендера могут стать компании «Рейтеон» (США), «Эмбрайер» (Бразилия), «Кореа эркрафт индастриз» (Республика Корея) и «Пилатус» (Швейцария).
Для дальнейшего наращивания боевых возможностей ПВО в ближайшей перспективе намечается провести мероприятия по реорганизации и усовершенствованию системы управления. В рамках концепции, разработанной генштабом, в единую систему противовоздушной обороны наряду с соответствующими силами и средствами предложено включить на первом этапе силы и средства ПВО сухопутных войск, а затем и ВМС страны.
В качестве одного из основных компонентов перспективной объединенной системы ПВО Турции рассматривается подсистема раннего радиолокационного предупреждения (проект «Пис Игл»), которая будет создана на базе четырех самолетов ДРЛО и управления авиацией Боинг 737-700 («Авакс»). Согласно подписанному в 2002 году с американской корпорацией «Боинг» контракту на общую сумму 1,55 млрд. долларов эти машины подготовлены и переданы Турции в середине 2010 года.
В настоящее время завершается процесс установки на них специального электронного оборудования на турецком авиационном заводе компании ТУСАШ/ТАИ. Ввод в строй самолетов ДРЛО и У намечен на конец 2014 года. В данном проекте с турецкой стороны участвуют следующие военно-промышленные фирмы и компании: ТАИ (разработка РЛС дальнего обнаружения воздушных и наземных целей на основе американских технологий), «Аселсан» (спутниковой системы навигации и связи на основе американских технологий), МИКЕС (бортового электронного оборудования) и «Хавелсан». Кроме того, проект предусматривает подготовку американской стороной девяти турецких экипажей для этих машин. После выполнения контракта планируется все четыре самолета ввести в боевой состав ВВС, а в дальнейшем закупить еще два таких же для ВМС.
Эффективность воздушной разведки планируется повысить путем модернизации специального оборудования самолетов-разведчиков и принятия на вооружение разведывательных БЛА нового поколения. В январе этого года руководство компании ТАИ сообщило об успешном завершении цикла летных испытаний двух модификаций средневысотного беспилотного летательного аппарата ANKA. До конца года предусмотрено принять на вооружение ВВС около десяти этих БЛА.
По оценкам турецких военных специалистов, использование БЛА для ведения воздушной разведки представляется весьма перспективным, так как это позволит высвободить часть самолетов для решения других боевых задач.
Командование вооруженных сил страны серьезное внимание уделяет также совершенствованию системы ПВО войск, которая является составной частью объединенной системы ПВО и НАТО, Для обеспечения ее высокой эффективности предусматривается оснащение войсковых подразделений ПВО новыми высокомобильными огневыми средствами национального производства.
В 2001 году MHO подписало с компанией «Аселсан» соглашение на общую сумму 256 млн долларов на поставку вооруженным силам Турции средств войсковой ПВО - 70 боевых машин ЗРК «Атылган» и 78 «Зыпкын» (из них 11 для ВВС), которые начали поступать в войска с 2004 года. Это позволило существенно повысить возможности по противовоздушной обороне объектов, таких как районы дислокации воинских частей, баз ВВС, плотин, промышленных предприятий, а также зон Черноморских проливов.
Важное значение придается оперативной и боевой подготовке (ОБП) соединений, частей и подразделений ВВС всех уровней. Перспективными планами предусматривается готовить органы управления и формирования военно-воздушных сил к ведению боевых действий как самостоятельно, так и в составе ОВВС НАТО. Основными формами ОБП штабов и авиационных подразделений остаются командно-штабные учения и тренировки, летно-тактические и специальные учения, инспекторские проверки и учения-соревнования.
Большое внимание командование ВВС Турции уделяет поддержанию высокой боеготовности системы противовоздушной обороны. В ходе ежегодных учений «Мавиок» и «Сарп» проверяется уровень готовности частей и подразделений ВВС и ПВО к отражению возможных авиаударов вероятного противника с западного, южного или восточного направления.
В последнее время значительное внимание стало уделяться подготовке личного состава авиационных подразделений поисково-спасательной службы. ОБП ВВС Турции носит комплексный характер и отличается достаточной интенсивностью, что обеспечивает поддержание высокого уровня обучения личного состава авиации, а также зенитных ракетных и радиотехнических частей и подразделений.
ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ
.
Основой ВВС является боевая авиация, которая во взаимодействии с другими видами вооруженных сил способна сыграть решающую роль в разгроме противостоящей стороны.
В их состав входят также силы и средства ПВО, включающие истребительную авиацию, зенитные ракетные комплексы, зенитную артиллерию и радиотехнические средства. Для обеспечения боевых действий всех видов вооруженных сил в составе ВВС имеется вспомогательная авиация.
Руководство ВВС Турции осуществляет командующий через свой штаб. Организационно этот вид ВС включает: два тактических авиационных командования (ТАК), две отдельные транспортные авиабазы, учебное командование и командование тыла.
В боевом составе ВВС насчитывается 21 авиационная эскадрилья (аэ):
восемь истребительно-бомбардировочных,
семь истребительных ПВО,
две разведывательные,
четыре учебно-боевые.
Вспомогательная авиация включает 11 аэ (пять транспортных, пять учебных и одна транспортно-заправочных самолетов).
Наиболее мощная авиагруппировка ВВС Турции - ТАК в Западной Анатолии - объединяет пять авиационных и одну зенитную ракетную базу. На пяти аэродромах этого командования дислоцируются четыре истребительно-бомбардировочные (на вооружении имеются 54 F-16C/D и 26 F-4E), четыре истребительные (60 F-16C и 22 F-4E), одна разведывательная (20 RF-4E) и три учебно-боевые (77 учебно-боевых самолетов, УБС) авиационные эскадрильи, а также 90 самолетов резерва различного типа.
В составе двух дивизионов ЗУР зенитной ракетной базы насчитывается 30 ПУ ЗУР «Найк-Геркулес» и 20 - «Усовершенствованный Хок». Задача дивизионов - обеспечить прикрытие Черноморской проливной зоны, а также важного административно-политического центра страны и военно-морской базы Стамбул.
На территории страны имеется 34 аэродрома с искусственной взлетно-посадочной полосой (ВПП), в том числе один с ВПП длиной более 3000 м, один - 2500 м, восемь - от 900 до 1500 м и один - до 900 м.
В настоящее время на вооружении истребительно-бомбардировочной и истребительной авиации ВВС находятся более 200 самолетов F-16C и D, а также около 200 F-4E, F-4F и F-5 американского производства, срок службы которых превышает 20 лет. В соответствии с перспективным планом стратегического развития ВВС на период до 2015 года основное внимание турецкое командование будет уделять модернизации самолетного парка, развитию средств ПВО, повышению боевой выучки летного и технического состава, совершенствованию аэродромной сети, а также систем управления и связи.
Со временем командование ВВС планирует заменить устаревшие F-4E тактическими истребителями F-35 «Лайтнинг-2» (проект JSF) производства США. Контракт на участие в проектировании и частичном производстве нового самолета на предприятиях корпорации «Туркиш аэроспейс индастриз» (ТАИ), а также компаний «Аселсан», «Рокетсан» и «Хавелсан» был подписан турецкой стороной в январе 2005 года. Поставки данной машины в ВВС предположительно начнутся не ранее 2015 года. Кроме того, Анкара рассматривает возможность приобретения европейского истребителя «Тайфун».
В соответствии с контрактом, подписанным в 1998 году с Израилем, к настоящему времени на заводах консорциума «Израэль аэроспейс индастриз» (ТАИ) уже завершена модернизация 54 самолетов F-4E. Следующая партия из 48 единиц пройдет аналогичный этап уже на предприятиях национального ВПК. Данные работы позволят продлить сроки эксплуатации этих машин до 2020 года.
Модернизация 117 самолетов F-16C и D Block 30,40 и 50 будет проведена в рамках проекта «Пис Оникс - III». Контракт стоимостью 1,1 млрд долларов, подписанный с американской компанией «Локхид-Мартин», предусматривает совершенствование основных систем этой машины. В марте 2009 года был заключен контракт в размере 1,8 млрд. долларов на закупку 30 новых тактических истребителей F-16 Block 50, окончательная сборка которых будет осуществляться на предприятиях национальной компании ТАИ.
Помимо этого, с корпорацией ТАИ заключен контракт на модернизацию транспортных самолетов С-130 «Геркулес», предусматривающую установку на него навигационного оборудования для полетов в Европейской, Атлантической и Американской зонах.
Разработан прототип национального УБС «Хюркуш». Его официальная презентация состоялась в июле 2013 года. В соответствии с планами компании ТУСАШ/ТАИ, предполагается наладить производство этого самолета в четырех модификациях: для гражданского рынка, для обучения военных летчиков, в качестве самолета штурмовика и патрульного самолета береговой охраны.
С целью выполнения работ по модернизации учебных самолетов Т-37С, Т-38С и CF-260D, предназначенных для начальной и базовой летной подготовки курсантов, на предприятиях турецкого ВПК был утвержден проект соответствующего контракта. Одновременно сделан запрос на проведение тендера по закупке 55 учебных самолетов (36 в базовой комплектации и 19 с различными опциями), которые должны заменить Т-37С и CF-260D. Условиями будущего контракта оговаривается обязательное участие турецких фирм в производстве этих самолетов. Участниками предстоящего тендера могут стать компании «Рейтеон» (США), «Эмбрайер» (Бразилия), «Кореа эркрафт индастриз» (Республика Корея) и «Пилатус» (Швейцария).
Для дальнейшего наращивания боевых возможностей ПВО в ближайшей перспективе намечается провести мероприятия по реорганизации и усовершенствованию системы управления. В рамках концепции, разработанной генштабом, в единую систему противовоздушной обороны наряду с соответствующими силами и средствами предложено включить на первом этапе силы и средства ПВО сухопутных войск, а затем и ВМС страны.
В качестве одного из основных компонентов перспективной объединенной системы ПВО Турции рассматривается подсистема раннего радиолокационного предупреждения (проект «Пис Игл»), которая будет создана на базе четырех самолетов ДРЛО и управления авиацией Боинг 737-700 («Авакс»). Согласно подписанному в 2002 году с американской корпорацией «Боинг» контракту на общую сумму 1,55 млрд. долларов эти машины подготовлены и переданы Турции в середине 2010 года.
В настоящее время завершается процесс установки на них специального электронного оборудования на турецком авиационном заводе компании ТУСАШ/ТАИ. Ввод в строй самолетов ДРЛО и У намечен на конец 2014 года. В данном проекте с турецкой стороны участвуют следующие военно-промышленные фирмы и компании: ТАИ (разработка РЛС дальнего обнаружения воздушных и наземных целей на основе американских технологий), «Аселсан» (спутниковой системы навигации и связи на основе американских технологий), МИКЕС (бортового электронного оборудования) и «Хавелсан». Кроме того, проект предусматривает подготовку американской стороной девяти турецких экипажей для этих машин. После выполнения контракта планируется все четыре самолета ввести в боевой состав ВВС, а в дальнейшем закупить еще два таких же для ВМС.
Эффективность воздушной разведки планируется повысить путем модернизации специального оборудования самолетов-разведчиков и принятия на вооружение разведывательных БЛА нового поколения. В январе этого года руководство компании ТАИ сообщило об успешном завершении цикла летных испытаний двух модификаций средневысотного беспилотного летательного аппарата ANKA. До конца года предусмотрено принять на вооружение ВВС около десяти этих БЛА.
По оценкам турецких военных специалистов, использование БЛА для ведения воздушной разведки представляется весьма перспективным, так как это позволит высвободить часть самолетов для решения других боевых задач.
Командование вооруженных сил страны серьезное внимание уделяет также совершенствованию системы ПВО войск, которая является составной частью объединенной системы ПВО и НАТО, Для обеспечения ее высокой эффективности предусматривается оснащение войсковых подразделений ПВО новыми высокомобильными огневыми средствами национального производства.
В 2001 году MHO подписало с компанией «Аселсан» соглашение на общую сумму 256 млн долларов на поставку вооруженным силам Турции средств войсковой ПВО - 70 боевых машин ЗРК «Атылган» и 78 «Зыпкын» (из них 11 для ВВС), которые начали поступать в войска с 2004 года. Это позволило существенно повысить возможности по противовоздушной обороне объектов, таких как районы дислокации воинских частей, баз ВВС, плотин, промышленных предприятий, а также зон Черноморских проливов.
Важное значение придается оперативной и боевой подготовке (ОБП) соединений, частей и подразделений ВВС всех уровней. Перспективными планами предусматривается готовить органы управления и формирования военно-воздушных сил к ведению боевых действий как самостоятельно, так и в составе ОВВС НАТО. Основными формами ОБП штабов и авиационных подразделений остаются командно-штабные учения и тренировки, летно-тактические и специальные учения, инспекторские проверки и учения-соревнования.
Большое внимание командование ВВС Турции уделяет поддержанию высокой боеготовности системы противовоздушной обороны. В ходе ежегодных учений «Мавиок» и «Сарп» проверяется уровень готовности частей и подразделений ВВС и ПВО к отражению возможных авиаударов вероятного противника с западного, южного или восточного направления.
В последнее время значительное внимание стало уделяться подготовке личного состава авиационных подразделений поисково-спасательной службы. ОБП ВВС Турции носит комплексный характер и отличается достаточной интенсивностью, что обеспечивает поддержание высокого уровня обучения личного состава авиации, а также зенитных ракетных и радиотехнических частей и подразделений.